Про наш весёлый детский сад, на Рубинштейна,12 мы говорим с теплом: за годом год для всех ребят открыт он, словно дом! Здесь научили нас играть, воспитанными быть… Здесь любят каждого из нас, как сына или дочь!

Страничка воспитателя Николаевой Ирины Степановны













Воспитатель, как вторая мама,
И поддержит, и всегда спасет.
Хоть ребенок часто и упрямый –
Оправданье всякому найдет.
Каждый день наш - вновь стоять на страже
Жизни и спокойствия детей!
Так пусть же будет в жизни нашей
Много благодарных, светлых дней!

Дорогие друзья!

Эти стихи очень ярко характеризуют мою работу с детьми 4-6лет с задержкой психического развития (ЗПР) в группе "Непоседы".
Сложность еще и в том ,что из 13 детей 11 мальчиков. Как сделать жизнь этих детей интересной, осмысленной, развить их способности и таланты?



Дети данной категории отличаются тем, что у них более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль. Недостаточно сформирована интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению у детей с ЗПР усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление житейских понятий, лексические замены; словарный запас детей ограничен, знания об окружающей действительности скудны. Слабо развита речевая регуляция, ее осознанность и контроль. В эмоционально-волевой сфере отмечаются общая незрелость и некоторое недоразвитие сложных форм поведения.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности.
В соответствии с возможностями детей я определяю методы обучения: наглядные, словесные, практические. Психологи доказали ,что чем больше анализаторов используется в изучение материала, тем прочнее знания.Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во
мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.Рисование способствует развитию важнейшим психическим функциям – зрению, двигательной координации, речи и мышлению и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося
представления о мире.


Список литературы, которую я изучила, может пригодиться и Вам.

1.Андрющенко,Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет.: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.ЮАндрющенко, П.А. Шашлова. - М.:Издательский цент "Академия", 2003.
2.Бабкина,Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.[Текст]/ Н.В Бабкина. - М.: Айрис -пресс(Дошкольное воспитание и развитие), 2005.
3.Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. -- 2006. -- №12. - с 48 -53.
4.Божович,Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению[Текст]/ Л.И. Божович//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976.
.Борякова,Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. .[Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2002. -№1. - с 35 - 42.
.Венгер,Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст]/Л.А. Венгер, А.Л. Венгер - М. : Знание, 1994
.Волкова,И.Н. Почитаем, поиграем. [Текст]/И.Н. Волкова, И.Н. Цыпина. М.: Школьноая пресса, 2004.
.Выготский,Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте[Текст]:хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского. М.: Владос, 1999.
.Власова,Т.А., О детях с отклонениями в развитии[Текст]/ Т.А.Власова, М.С.Певзнер. М.: "Просвещение", 1973.
.Гуткина,Н.И. Психологическая готовность к школе[Текст]/ Н.И. Гуткина- М.,1993.
.Егорова,Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова -М. : Изд-во УРАО, 1997.
12.Ермолаева,М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста[Текст]/М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович. М.: Институт практической психологии, 1996.
13.Жаренкова,Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции[Текст]/ Г.И. Жаренкова//Дефектология, 1986.
14.Забрамная,С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. С.Д.Забрамная.М.: Педагогика-Пресс,1993.
.Запорожец,А.В. Избранные психологические труды.Т.1,2. [Текст]/ А.В. Запорожец. М.: Педагогика,1986.
.Иванов,Е.С. Проблема задержки психического развития и дефференцированный подход в учебном процессе.[Текст]/Е.С Иванов//Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 2000.
.Лебединская,К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст]/ Под ред. К.С Лебединской. - М. : Просвещение,1998.
.Леонтьев,А.Н. Проблемы в развитии психики[Текст]/ А.Н.Леонтьев.М.: Просвещение,1981.
.Лисина,М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет[Текст]/ М.И. Лисина.М.: Педагогика, 2002.
.Лобанова,Е. Готовность к школе детей с ЗПР[Текст]/ Е. Лобанова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. №2. -с 47-54.
.Лубовский,В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании[Текст]:хрестоматия по курсу " Коррекционная педагогика и специальная психология/В.И.Лубовский, Л.В. Кузнецова- М. :Академия, 2005.
.Марковская,И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика[Текст]/ И.Ф Марковская. - М. : Просвещение,1993.
.Мухина,Т.П. Возрастная психология[Текст]:учеб. Для студентов пед. инс-тов/Под ред. Л.А.Венгера. - М. : Просвещение,1985.
.Никишина,В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР[Текст]: пособие для психологов и педагогов/ В.Б Никишина. - М. : Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
25.Переслени,Л. И. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников[Текст]/ Л. И. Переслени, Н. П.Слободяник, А. А. Шушковская // Дефектология. 1998. № 2. с. 10-17.
26.Пиаже,Ж. Избранные психологические труды[Текст]/ Ж. Пиаже.
М. ,1971.
27.Положение детей в мире[Текст]/. - М. : 2001.
28.Смирнова,Е.О. Психология ребенка[Текст]:учебник для педагогических училищ и ВУЗов. / Е.О. Смирнова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2003.
.Слепович,Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития[Текст]/ Е.С. Слепович-.М. : Аквариум, 1990.
30.Сухарева,Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста(избранные главы)., 1980.
31.Урунтаева,Г.А. Практикум по дошкольной психологии[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина; - 2-е изд., - М.Стереотип.: Издательский центр "Академия", 2000.
32.Ульенкова,У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития[Текст]/ У.В. Ульенкова. М. : Педагогика, 1990.
33.Фишман,М. Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития[Текст] / М. Н Фишман, И. П.Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. 1998. № 1.с. 24-29.
[/spoiler]
Формирование ответственности у детей 5-7 лет в ходе выполнения трудовых поручений

В старшем дошкольном возрасте ребёнок, как правило, ощущает себя деятельным, способным, знающим. Эту уверенность ему придаёт развивающаяся физическая и умственная работоспособность, ловкость, быстрота и слаженность движений. В этот период происходит интенсивное формирование личности ребёнка. Ребёнок продолжает успешно овладевать навыками самообслуживания, разными видами труда, совместной деятельностью. Он владеет основными правилами и нормами поведения. Дошкольник не только знает о правилах организации труда и взаимоотношениях в его процессе, но и стремится им следовать. Для него становиться особенно важным результат деятельности. В труде начинают ярче раскрываться склонности, способности, умения и стремления ребёнка.

В этот период важно, чтобы в повседневной жизни взрослые воспитывали у детей положительное и ответственное отношение к труду.

Ответственность – это особое качество, которое не даётся человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это даётся легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.

При каких условиях воспитания ребёнок становится ответственным?

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребёнок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребёнку чувство защищённости, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребёнок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет.

Предоставляйте ребёнку возможность проявлять самостоятельность, поручая ему выполнить те или иные трудовые задания, но учитывайте его возраст и опыт.

Процесс передачи ответственности непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием. Как парадоксально это ни прозвучит, но ваш ребёнок нуждается в отрицательном опыте. Необходимо вовремя перестать делать за ребёнка то, что он способен делать сам. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке».

Совсем по-другому надо реагировать, если ребёнок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится. Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом берите на себя только то, что он не может выполнить.

Бывает, что ребёнок не хочет что-то делать. Как быть: заставлять или нет? Всё зависит от причин «непослушания». Чаще всего корень отказов лежит в отрицательных переживаниях ребёнка.

Прислушивайтесь к тому, как вы общаетесь. Тёплый, дружеский тон - самое главное в общении. «Руководящие указания», наверно, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребёнком. Как только появляются «руководящие указания», работа вместе прекращается. Ведь вместе – значит, на равных.

Бывают излишне заботливые родители, они отнимают у ребёнка энергию его собственных желаний. Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.




Для ВАС, родители. "Рисуем с ребенком дома."








Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
По этому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды).
Запаситесь цветной бумагой Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.
Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место. Страничка воспитателя  Николаевой Ирины Степановны

Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое?, Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.

Консультация для Вас, педагоги:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей».



Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками, что очень важно для наших детей.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.
Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Учитывая значимость данного вида работы, рекомендуется организовать в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.
Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.
Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
На изобразительной деятельности по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.
Новый изобразительный материал надо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.
Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.
Рисование пальчиками

Возраст: от 2 лет
 Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Рисование ладошкой
Возраст: от 2 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой
 Возраст: от 3 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной
подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета
меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)
 Возраст: от 3 лет
 Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
 Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
 Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск смятой бумагой
 Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Свеча + акварель
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Печать по трафарету
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография обычная
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке.
Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
 Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
 Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
 Возраст: от 5 лет
 Средства выразительности: точка, фактура.
 Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см)
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Акварельные мелки
 Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
 Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается
Тычкование
 Возраст: от 5 лет
 Средства выразительности: фактура, объём.
 Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
 Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
Цветной граттаж
 Возраст: от 6 лет
 Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
 Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная
 Возраст: от 6 лет
 Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
 Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
 Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Литература
•Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
•Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
•Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
•Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:

«Как развивать креативность ребенка»


В современный мир прочно вошло новое слово «креативность». Другими словами, это нестандартные творческие
способности. Говоря про человека «он такой креативный», подразумевают, что человек отличается от других
потоком свежих и необычных идей. Это яркая и нестандартная личность, которая способна из самого обычного
сделать праздник.В современный мир прочно вошло новое слово «креативность». Другими словами, это
нестандартные творческие способности. Говоря про человека «он такой креативный», подразумевают, что
человек отличается от других потоком свежих и необычных идей. Это яркая и нестандартная личность, которая
способна из самого обычного сделать праздник.Конечно же, своих детей мы хотим видеть яркими и креативными!
Благо, сейчас детские психологи разрабатывают различные игры, упражнения и тесты для того чтобы развивать
творческие способности с ранних лет.  Хорошая новость в том, что все дети рождаются креативными, ваша задача
не задавить эти задатки, а развивать, то к чему лежит душа у вашего ребенка.пусть ребенок фантазирует,
присоединяйтесь к этому процессу;
— совместное творчество – пластилин, глина, подделки, конструктор и пазлы;
— совместное рисование. Не ограничивайтесь одними кисточками, рисовать можно пальцами, губкой,  или пусть
ребенок сам придумает свой вариант;
— не критикуйте идеи ребенка! Нет правильных или неправильных идей;
— позвольте ребенку самому принимать решения. Можно направить его с помощью наводящих вопросов, но не
говорите готовые ответы;
— если ребенок заскучал, переключайтесь на другую игру. Игра должна увлекать;
— пусть ребенок сам выбирает игру или занятие;
— пусть ребенок сам ищет правильные ответы или пути решения задачи, это развивает воображение;
— совместно смотрите фильмы и слушайте музыку;
— почаще обращайте внимание ребенка на красоту окружающего мира, таким образом
развивается чувство прекрасного и
 детская креативность;
— если у ребенка есть склонность к определенному виду деятельности, отдайте его в тематический кружок;
для творческого мышления развивайте различные виды деятельности: познавательную
(общие сведения о мире, людях, странах); творческую (фильмы, музыку)