Про наш весёлый детский сад, на Рубинштейна,12 мы говорим с теплом: за годом год для всех ребят открыт он, словно дом! Здесь научили нас играть, воспитанными быть… Здесь любят каждого из нас, как сына или дочь!

ДОСТУПНАЯ СРЕДА .



«Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, в первую очередь относятся дети с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов».
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Создание доступной среды в ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уважаемые посетители ГБДОУ №91 Центрального района Санкт-Петербурга!

Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных граждан в учреждение:
Информация об учреждении (местонахождение, путь к объекту от ближайшей станции метро       
и остановки общественного транспорта, режим работы ДОУ.
Станции метро: Владимирская, Достаевская.
Юридический адрес: 191025 Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, д.12,литер А
Телефон: +7(812)5712726 
 Путь движения к ГБДОУ №91 Центрального района Санкт-Петербурга: 
Ближайшие станции метро «Владимирская», «Достоевская».
Путь следования от станции «Владимирская» и «Достоевская»:
     
  • расстояние от метро 600-700 метров.
  • места переходов Владимирского проспекта оборудованы светофорами со звуковыми сигналами
  • время движения 6-8 минут
  • на пути следования имеются занижения бордюра для удобства инвалидов, передвигающихся на колясках
Паспорт дорожной безопасности-pasport-db.pdf [686,88 Kb] (cкачиваний: 6)
Режим работы образовательного учреждения: понедельник - пятница с 08.00 до 18.00 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.  
Ответственные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг. Помощь инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования):
завхоз Бурцева Лидия Сергеевна.  Пожалуйста, позвоните по телефону 571-27-26 и Вас встретит ответственный по вопросам обеспечения доступности в учреждение. Вы так же имеете возможность предварительно сообщить по данному телефону о времени посещения дошкольного учреждения и Вас будут ждать в назначенное время у ворот ДОУ.
Телефон для связи: +7(812) 571-27-26
ГБДОУ  №91 предлагает психолого-педагогическую помощь родителям воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Форма оказания услуги: дистанционно в виде вопросов и ответов на сайте ДОУ   дистанционного обучения; на объекте - виде консультаций специалистов при встрече. Предварительная запись по телефону: +7 (812) 571-27-26

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.




Детский сад –

образовательное пространство, открытое для всех!

Создание доступной среды в ДОУ для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения детей и взрослых к особенным детям; развитие адаптивных способностей личности у таких детей   для самореализации в окружающем мире- основные задачи нашего учреждения по реализации программы «Доступная среда», разработанной правительством РФ на 2011-2020 г.
Программа «Доступная среда» направлена на улучшение качества жизни инвалидов, их интеграцию в социум и преодоление барьеров – как физических, так психологических, которые встают на пути детей с ОВЗ, желающих находиться внутри общества, а не оторванными от него.
От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Эксклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовым возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

  • В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями:
    - с нарушением зрения,
    - задержкой психического развития.
  • Ваш ребенок может посещать группы компенсирующей направленности при наличии медицинского заключения.
  • Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы специалистов детского сада:
  • Наше образовательное учреждение имеет следующие условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территорию и в здание детского сада:
    - возможность самостоятельного передвижения по территории и зданию детского сада;
    - сопровождение работниками детского сада посетителей и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта
  • В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ:http://gbdoy91.ru/
- изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам
- консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада
- телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными вопросами здоровья, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте
Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении
Дети с ОВЗ или с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
В нашем учреждении функционируют группы для детей следующей категории:
- с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие);
- с проблемами психического развития, ;
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Адаптированной образовательной программы и ее интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими дошкольное образовательное учреждение.
- Сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по Адаптированной образовательной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Проведение промежуточной диагностики и анализ усвоения детьми Программы-
- Консультирование родителей


Профессиональная взаимосвязь всех специалистов ДОУ ( учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, ) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии:
-совместного планирования работы;
- выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ОНР и дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
Успешное преодоление недоразвития у дошкольников коррекционных групп возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Учитель-дефектолог:
- проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует уровень психофизического развития , его способности к обучению;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений, развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.); развивает коммуникативные способности детей;

- знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения,

развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми;
- представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи

Учитель-логопед:
- диагностирует уровень развития речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;





Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии, сказкоперапии, логоритмики и др.











Воспитатель:

- проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников

Психолого-педагогические гостиные. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку.
Успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным занимательным оборудованием, центр развивающих игр с логическими блоками Дьенеша, кубиками Никитина оборудование по пескотерапии.
Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении.










Значения условных обозначений категорий инвалидов

Инвалиды с нарушением интеллекта        

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата 

Инвалиды с нарушением зрения

 

Инвалиды с нарушением слуха

 

Инвалиды на кресле коляске

                               Федеральные документы














Паспорт доступности в ДОУ

18 ноября 2016 г

Дискриминация лиц с ограниченными возможностями здоровья не допускается, в том числе и в сфере образования. Это означает, что объекты, где предоставляются образовательные услуги, должны быть доступны для инвалидов. В целях создания условий доступности в дошкольных образовательных организациях разрабатываются такие документы, как паспорт доступности в ДОУ и «дорожная карта».
Нормативные акты, регулирующие вопрос разработки паспорта доступности в детском саду
Данный вопрос урегулирован в следующих нормативных актах:
Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 года № 1309;
Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 года № ВК-270/07.
В данных документах отражены не только вопросы по составлению паспорта доступности, но и указано на обязанности руководителей образовательных организаций по созданию необходимых условий. Так, руководитель ДОУ обязан обеспечить, в том числе, следующие условия, облегчающие доступ инвалидов на объект:
на входе в здание должна располагаться вывеска с наименованием ДОУ, графиком его работы и планом здания; информация должна быть отражена на контрастном фоне с использованием шрифта Брайля;
сопровождение воспитанников со стойким нарушением функции зрения и создание возможности самому передвигаться по территории ДОУ;
наличие возможности для свободного входа в здание и выхода из него;
в одном из помещений, где проводятся массовые мероприятия, должны быть индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура;
организация инструктажа и обучения сотрудников, которые работают с инвалидами, по вопросам доступности для них здания, где оказываются образовательные услуги.
Обратите внимание! Для проведения инструктажа могут быть использованы методические пособия, которые отражены на сайте Минтруда РФ. Для хранения сведений о проведенном инструктаже необходимо завести отдельный журнал, где они будут регистрироваться.
Как составить паспорт доступности в детском саду?
Данный документ составляется после обследования объекта, где оказываются образовательные услуги, на предмет их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросу доступности самих образовательных услуг. В ходе данного обследования выявляются недостатки и определяются меры, которые должны быть предприняты для их устранения.
Чтобы обследовать объект и составить паспорт доступности в ДОУ, на основании приказа руководителя создается специальная комиссия. В приказе указываются следующие сведения:
цель создания комиссии;
члены комиссии;
план-график работы по обследованию и паспортизации.

Обратите внимание!
В комиссию можно включить представителей общественной организации инвалидов, которая действует в одном муниципалитете с ДОУ. Также в состав комиссии должен быть включен представитель собственника здания, если помещение, где оказываются услуги, арендуется.
Единой официально утвержденной формы паспорта доступности нет. Каждая образовательная организация сама разрабатывает свою форму данного документа. Вместе с тем, существует образец паспорта доступности и инструкции по его заполнению.
После составления Комиссией паспорта доступности в детском саду он подлежит утверждению руководителем ДОУ, а затем в течение 10 рабочих дней данный документ должен быть направлен местным властям (также для утверждения).
Что должно содержаться в паспорте доступности ДОУ?
Паспорт доступности детского сада должен включать в себя следующие разделы:
краткое описание здания ДОУ и предоставляемых в нем услуг;
оценка уровня доступности здания для инвалидов и выявление существующих недостатков (используются показатели, отраженные в пункте 11 указанного выше Приказа Минобрнауки);
оценка уровня доступности образовательных услуг для инвалидов, а также существующие недостатки (используются показатели, отраженные в пункте 12 указанного выше Приказа Минобрнауки);
мероприятия, которые должны быть проведены, чтобы здание ДОУ и оказываемые образовательные услуги полностью соответствовали предъявляемым требованиям в плане доступности для инвалидов (отражаются сроки и объемы работ);
предложения по принятию управленческих решений (в них учитываются положения об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов), например – создание условий доступности услуг и объекта, когда нет возможности полностью сделать их доступными для инвалидов до проведения капитального ремонта и реконструкции; учет мероприятий по развитию доступности помещений и услуг в ДОУ в планах по развитию, сметах по капитальному или текущему ремонту, реконструкции, при закупке нового оборудования.

Обратите внимание!
Если помещения ДОУ располагается в арендованном здании, то руководство образовательной организации обязано предпринять меры, направленные на включение в договор с арендодателем условий о создании собственником здания условий доступности для инвалидов данного здания.
Если у вас остались вопросы по паспорту доступности
Вы можете получить доступ к модулю "Управление ДОУ" информационной системы "Директория". Там собраны ответы на вопросы по этой теме. Подробности здесь.
Приложение:
Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист


Цели и задачи программы «Доступная среда»

Назначение и миссия государственной программы определена нормативными актами. Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» содержит полный перечень запланированных целей и суть их реализации. Согласно ПП РФ № 1297 от 01.12.15 года интернет-страница этой программы расположена на портале Министерства труда и социальной защиты.
Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. При этом необходимо дополнить их экономически важными приоритетами снабжения таких граждан.
Дополнительное целевое направление развития программы:
  1. Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.
  2. Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.
  4. Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучение и повышение квалификации.
  5. Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.
  6. Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.
  7. Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.
Основные задачи социальной программы:
  • Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.
  • Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.
  • Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.
  • Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы.

Финансирование целевой программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» для инвалидов финансируется из федерального и бюджета субъектов Федерации. Причем региональное инвестирование осуществляется на принципах софинансирования. Выделение денежных средств для отдельных муниципалитетов производится по следующему принципу:
  • Для Республики Крым и г. Севастополь, а также для субъектов, чья доля дотаций из государственной казны за последние три года не превысила 40%, размер материальной помощи составляет не более 95% на реализацию соц. программы.
  • Для иных территориальных субъектов – не более 70%.


 
Документы по доступной среде 

 Примерный перечень показателей доступности для инвалидов  объектов и услуг-perechen-instrukciy.pdf [280,95 Kb] (cкачиваний: 37)
Приказ« Об организации работы по разработке плана мероприятий (дорожная карта) по повышению доступности для  инвалидов объектов и услуг в сфере образования в  ГБДОУ д/с 91 Центрального района Санкт-Петербурга. Приказ «О создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры»-prikaz-o-komissii-ds.docx [791,54 Kb] (cкачиваний: 21)
 Приказ  «Об утверждении Порядка проведения инструктажа для сотрудников  ГБДОУ д/с 91 Центрального района Санкт-Петербурга. по обеспечению доступности учреждения для инвалидов, Программы инструктажа персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов, объектов и услуг, формы Журнала учета проведения инструктажа персонала по вопросам,связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг»-prikaz-ob-instruktazhe-ds.docx [648,34 Kb] (cкачиваний: 18)
Приказ о комиссии по паспортизации объекта   ГБДОУ д/с 91 Центрального района Санкт-Петербурга
Паспорт -  доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг,а также оказания им при этом необходимой помощи       Дорожная  карта -dorozhnaya-karta-ds.pdf [346,42 Kb] (cкачиваний: 20)
Должностная инструкция  работников ГБДОУ д/с 91 Центрального района Санкт-Петербурга по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи-dolzhnastnaya-ins-12.pdf [364,79 Kb] (cкачиваний: 19)
АНКЕТА (информация об объекте социальной инфраструктуры) К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ

Примеры оформление лестниц в ДОУ. 



















Фото лестниц ДОУ № 91