Полетели! С мамой за руку иду, ждут меня друзья в саду на Рубинштейна. 12 Детский сад, детский сад, Ты всегда нам очень рад! Пусть не смолкнет детский смех в группах ласковых его! Детский сад наш лучше всех! Ты для нас милей всего!

Креативность - это...

Опубликовано  14 января 2018 г.

Креативность
(от лат. creatio - созидание - сотворение), творческая,созидательная, новаторская деятельность.
ВСловаре.Ру>Большой Энциклопедический Словарь
Креативность
- творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: 1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; 2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы; 2) анализ мышления творческого и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр. С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.
ВСловаре.Ру>Психологический словарь
Креативность
обозначает умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.
ВСловаре.Ру>Психологический словарь

Креативность - значение слова ВСловаре.Ру

Творческие способности
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Творческие способности — способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу 
Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне творческие способности проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку,

Яркий пример креативности! Ванечкина мама на день рождения сына(из группы "Лучики") принесла «композицию из вкусняшек» , на которую пришли любоваться все сотрудники сада. Как чудесно и как талантливо это исполнено. А фантазия мамы просто поражает. Очень красиво и эффектно. Так держать, Валерия Владимировна! Вы большая умница и рукодельница!
(Нажмите на фото и ВЫ сможете лучше разглядеть " фантазийное произведение" Валерии Владимировны)

Золотые правила воспитателя.


Опубликовано 12 января 2018г


• Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
• Предъявляя требования к ребенку, ясно их себе представляйте, объясните их ребенку, узнайте его мнение.
• Не контролируйте каждый шаг ребенка, предоставляйте ему самостоятельность.
• Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные

и ложные шаги к цели.
• Не пропустите момента, когда у ребенка достигнут первый успех.
• Если ребенок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.
• Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребенку возможность ощутить ваше участие.
• Не делите детей на хороших и плохих, помните правило «золотой середины».
• Повышайте престиж профессии воспитателя.


Диссеменация-это..

Опубликовано 11 января 2018 г.

Диссеменация-это..
ПОВЫШАЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ 

Этапы и формы проведения диссеминации
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной

деятельности до целевой аудитории.
Основные этапы диссеминации:

•ознакомление желающих с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
•«показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
•практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные ДОУ, курсы, семинары, практикумы);
•свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих педагогов.
Формы проведения диссеминации:
•Семинар-практикум, игра 
Руководит педагог, чей опыт изучается. Он проводит занятия с педагогами, которые хотят познакомиться с его опытом работы.
•Педагогическая студия 

Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество участников может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.
•Мастер-классы 
Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта.
•Аукцион «педагогических идей» 
Весь коллектив готовится к нему. Педагог получают задания и показывают накопленный опыт. Можно показать фрагменты образовательной деятельности, накопленный дидактический материал. 
•Творческие группы 
Создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования дошкольников.
•Банк педагогического опыта 
выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов в сети Интернет
•Участие авторов опыта , в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков.


Методический кабинет= методическая копилка.



Опубликовано 9 января 2018 г.
Вас приветствует виртуальный методический кабинет ГБДОУ № 91 — центр нашей методической работы.
Для чего он создан?
Целью создания методического кабинета была необходимость формирования единой информационно-методической базы для педагогов нашего учреждения. Данная база несомненно будет способствовать их самообразованию и повышению профессиональной квалификации. Здесь можно обмениваться опытом, решать какие-то насущные вопросы или просто общаться.
По сути, это новая площадка для диалога с нашими коллегами, но мы рады любому посетителю методического кабинета: и спорщику, и нигилисту, и позитивному участнику, и любителю задавать вопросы, и отважному критику… Конструктивная критика или спор на острую тему лишь помогут нам выявить «узкие» места, предпринять меры по совершенствованию работы детского сада.
Наш девиз - Мысли креативно! Действуй успешно!
При работе с детьми без творчества просто не обойтись. Лишь творческий человек может заинтересовать ребёнка и установить с ним контакт, интересно организовать его досуг и образование.
Поэтому принципы нашей работы таковы:
Профессиональная любознательность и непрестанное самообразование! Время на месте, как известно, не стоит. Консервативность это хорошо, но нужно уметь использовать новые полезные технологии и знания.
Гибкость, умение быстро реагировать на перемены: как хорошие, так и не очень.
Умение отделять «семена от плевел», существенное — от менее важного. В работе педагога такое умение очень важно.
Творческое отношение к работе. Долой скучные занятия! Детей нужно удивлять и интриговать. На то они и дети.
Толерантность. У нас обучаются разные дети, из разных семей, национальностей и религий. Мы с уважением относимся к каждому ребёнку и ни в коем случае не навязываем детям свою точку зрения относительно каких бы то ни было вопросов. Терпимость к иному мировоззрению и традициям - лучший пример, который мы можем подать детям.
Взаимовыручка во всём. Помогать друг другу и учить этому детей — что может быть важнее?
Итак, мы очень надеемся, что в нашем методическом кабинете будет интересно всем. Читайте блоги о жизни детского сада и интересные статьи о воспитании и развитии детей, делитесь материалами, узнавайте новости, обсуждайте их.
Администрация ГБДОУ№91 желает Вам креативных мыслей и поистине успешных действий!
Ждем ваших высказываний, предложений, мнений, пожеланий в "Гостевой книге " нашего сайта-ЗДЕСЬ

Защищаем права ребенка.

Опубликовано 21 декабря 2017г.


Мероприятия, направленные на защиту прав ребенка
(Социально-личностное развитие детей)

Для осуществления работы по направлению: социально-личностное развитие детей дошкольного возраста созданы условия:
приобретена методическая литература и пособия для педагогов,
проведена дискуссия «Работа воспитателя по профилактике жестокого обращения с детьми», «Детская безопасность дома и на улице; круглый стол «Правовое образование в ДОУ» , консультация «Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей», «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка»),
НОД с педагогами по реализации социально-личностного развития: группа»Лучики»- «Мы улыбаемся друг другу», «Непоседы» – «Что такое хорошо и что такое плохо», «Веселые ребята» – «Мои друзья», «Искорки» – «Кто я – мальчик или девочка?»
создание предметно-пространственной среды, уголков по социальному развитию. 
Организация познавательной сферы развития дошкольников через реализацию парциальной программы О. Л. Князевой “Я-Ты-Мы”,
создание уголков “Настроения”, ”Уединения”,
создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей, приобретение игр и игрушек, являющихся педагогически ценными,
работа с социумом (экскурсии в Русский музей ,посещение театра марионеток им .Деменни, знакомство с Домом творчества юных,
участие детей в конкурсах;
работа с родителями: организация совместных праздников, досугов.
Цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ:
способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
1.формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;
учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, -сопереживать и т.д;
2.обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
3.помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
4.обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами;
5.помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;
6.развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
7.учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации). 
Формы реализации данных задач:
- непосредственно образовательная деятельность;
- индивидуальная работа;
- создание предметно-развивающей среды; 
- уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «С днем рождения», «Уголки ряженья»;
- настольный театр;
- организация работы по социально-личностному развитию в свободной деятельности детей: игры-упражнения снижающие психологическую напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления отклоняющегося поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором, поговорки о дружбе, правилах поведения для этого в ДОУ запланировали создать фотоальбомы: «Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет целесообразное распределение материала в соответствии с основными направлениями содержания данной программы во всех возрастных группах в течение года.

Педагогами детского сада разработаны перспективные планы работы для , младшей, средней, старших и подготовительной групп. На каждый месяц запланированы различные мероприятия по 3 блокам работы:

«Ребёнок и взрослые», 
«Ребёнок и сверстники», 
«Отношение ребёнка к самому себе».

Работа по проблеме развития у детей дошкольного возраста навыков общения с взрослыми и сверстниками основывается на сотрудничестве всех сотрудников детского сада. Коллектив единомышленников формируется из администрации детского сада, воспитателей, , музыкального руководителя. Поэтому в перспективные планы работы с детьми вошли мероприятия, проводимые и воспитателями, и специалистами. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Для того, чтобы ребёнок получил больше знаний, воспитатели дают эти знания не только в НОД, но и в других видах деятельности.

Действенным средством формирования у дошкольников навыков общения являются игры (творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации), этюды и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование и аппликация, сочинение и рассказывание из личного опыта, обыгрывание ситуаций, развлечения.

Организация работы по социально-личностному развитию детей осуществляется в соответствии с перспективными и календарными планами работы, систематически планируется НОД по социальному миру, организована работа по развитию коммуникативных способностей детей, проводится коррекционная работа с детьми (коррекция агрессивности, тревожности и страхов, гиперактивности, преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности). Ежегодно проводится диагностика социального воспитания детей. В этом году планируем провести диагностику социальной ситуации развития ребёнка в семье (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные», «Моя семья»).
Для работы с детьми подобраны игры:
на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;
на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;
на преодоление негативных эмоций, гнева;
на формирование культуры общения.

В течение года прошли тематические беседы:
«Что значит быть вежливым»
«Дарите людям доброту!»
«Всем советуем дружить»
речевая акция «Сорные слова»

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи педагоги уделяют большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми, в детском саду составлен план работы с родителями в этом направлении. Для ознакомления родителей с работой детского сада по реализуемой программе используются совместные праздники, оформления в «Уголке родителей», консультации: «Воспитание чувств», «Родительская любовь»,оформляются газеты «Моя семья»,«Я с мамой» и др.
Проведены родительские собрания:

«Дети и их права» (во всех группах)
«Воспитание привычек у ребёнка» ( «Лучики».)
«Уроки общения» ( «Веселые ребята»)
«Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка» ( «Непоседы».)
«Защита прав и достоинств ребёнка»(«Искорки»)
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени, основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Опубликовано 18 декабря 2017

Основная задача педагогов дошкольного учреждения 
– выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. 
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включа¬ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био¬энергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребы¬вания в нем детей,
от программы, по которой работают педа¬гоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме¬дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи¬лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
физкультурно-оздоровительные (направленные на физиче¬ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло¬гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель¬ной гимнастики и др.);
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре¬бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув¬ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа¬гогическом процессе ДОУ);
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ¬ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь¬зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, дина¬мические паузы, релаксация);
образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь¬ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче¬ния);
обучения здоровому образу жизни (технологии использова¬ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис¬тема занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игро¬вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз¬действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических техноло¬гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис¬темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
по доминирующему методу: 
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
по характеру содержания: 
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
по характеру участия ребенка в проекте: 
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов: 
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
по количеству участников: 
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
по продолжительности: 
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ, 
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. 
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использованиии нформационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагности¬ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче¬ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу»содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди¬тели.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе»содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не-формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый»содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный»содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди¬телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче¬ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю¬страции успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре¬бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж¬дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагно¬стики,
способами самостоятельного конструирования педагоги¬ческого процесса в условиях конкретной практической деятель¬ности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитатель¬ной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где про¬слушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Со¬держание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определен¬ный период. В раздел могут быть включены:
материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диа-гностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
материалы, подтвержда¬ющие участие в профессиональных и творческих педагоги¬ческих конкурсах;
в неделях педмастерства;
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
авторские программы, методические разработки;
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
планы по организации предметно-развивающей среды;
эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сце-нарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу про¬анализировать и представить значимые профессиональные ре¬зультаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессио¬нального роста.

8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. 
«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.» Чарльз Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!

Эмпатия-зеркало чувств.

Опубликовано 14 декабря 2017г.



Замечали ли вы, как легко находит друзей участливый человек? Как приятно находится рядом с тем, кто тебя понимает. Эмпатия – способность поставить себя на место другого, воспринимая его чувства будто свои – в той или иной степени присуща всем нам. Как раскрыть ее в себе?
Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[1]. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.
Выделяют следующие виды эмпатии:
•Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
•Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
•Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:
•Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
•Сочувствие — это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека[.
Развитие эмпатии
Эмпатия - это не результат интеллектуального усилия. Это явление лежит скорее в области интуиции. Некоторые психологи считают, что эмпатия - свойство врожденное, и ослабевает либо увеличивается лишь в зависимости от личного жизненного опыта человека. Но в тоже время, существуют и специальные тренинги, помогающие научится более точно воспринимать состояние другого человека и настраиваться на одну эмоциональную волну.
В развитии эмпатии большую роль играет процесс самопознания, когда человек учится понимать себя самого, контролировать собственные мысли и чувства, ему становятся понятней мысли и чувства других людей.
Психологи также рекомендуют копировать мимику других людей, жесты, голос. Считается, что таким образом вы вживаетесь в роль, на минутку становитесь тем человеком, которого вы хотите понять. Ведь практически все великие драматические актеры обладают высоким уровнем эмпатии.
Эмпатия позволяет людям лучше понимать других людей, это основа взаимопонимания. «Другой» происходит от слова «друг», поэтому нет чужой беды или боли. Счастье или горе другого – это счастье или горе друга, то есть родного человека.
Эмпатия способствует установлению контакта в общении. Когда в беседе проявляется эмпатия, человек чувствует, что собеседник заинтересован в нем, возникает ощущение, что он тебя понимает. Эмпатия позволяет довериться собеседнику, открыть ему уголки своей души. Когда она в диалоге отсутствует, человек чувствует, что контакт поверхностный, что собеседнику либо не важно, либо безразлично то, о чем он ему говорит. Если один из участников диалога эмпатически присоединяется к своему собеседнику, то и другой, ощущая, что к его чувствам проявляется внимание и что собеседник разговаривает с ним «на одной волне», в большей степени будет открыт и откровенен в беседе. Проявляя эмпатию, легче расположить к себе человека, и это способствует развитию хороших отношений.
Эмпатия – ключевое качество духовных лиц, учителей, психологов, целителей. Их успех на своем поприще зависит от умения последовать за своим подопечным до глубины души.
Учим ребёнка передавать свои чувства
Даже взрослому иногда трудно объяснить, что он чувствует. А малышу, у которого знаний о мире и о себе еще так мало, — тем более. Научи ребёнка передавать словами свои ощущения: «Тебе грустно? Мне кажется, ты скучаешь за папой». Говори с ним о чувствах других людей, своих собственных, а также животных из сказок: «Может, эта девочка стесняется и поэтому не хочет с тобой разговаривать?» Или: «Петушок обиделся на хозяйку и решил уйти из дому...» Тогда ребенок будет обращать больше внимания на то, что переживают в тот или иной момент другие люди, и со временем начнет лучше понимать их.
Каким бы смышленым ни был твой малыш, наука о чувствах дастся ему не сразу. Не стоит требовать от двухлетки, чтоб он поставил себя на место того ребенка, у которого только что отобрал игрушку. Однако уже сейчас с крохой можно серьезно говорить об этом.
Дети очень откровенны. Иногда слишком. «Почему этот дядя такой толстый?» — задает вопрос малыш, не задумываясь о том, что чувствует человек, о котором он говорит. Это абсолютно нормально, хотя так смущает некоторых родителей. Необходимо учить ребенка, что такие слова могут ранить и не обо всем можно спрашивать во весь голос. Но не ругай, пожалуйста, кроху. Он не хотел ничего плохого, просто не знал, что о каких-то вещах нельзя говорить во всеуслышание. Старайся объяснить малышу, что могут чувствовать другие, когда он ведет себя не так, как принято: «Ларочка боится, когда ты рычишь, изображая тигра», «Не садись на кота верхом, ему же больно!..» Подыскивай самые простые слова. И не отчаивайся, если до ребенка не все доходит сразу. Твои последовательность и терпение окупятся сторицей.
Именно благодаря разнообразию мир так интересен! Помоги малышу понять одну истину: хоть люди и различаются между собой, в главном они похожи — любят друг друга, смеются, чувствуют боль, плачут... Учи его тому, что богатство не может возвысить человека над другими. А если нам кто-то не нравится, не стоит его обижать.

Арт-терапия-это...

Опубликовано 11 декабря 2017г.

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия. Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией.

Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоциии чувствана холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности.

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, — это ли не повод попробовать терапию творчества?
Читать далее: Что такое Арт-терапия? Арт-терапия — это… Самопознание.ру http://samopoznanie.ru/schools/art-terapiya/#ixzz3oqdOKuV7

Мы создаем проекты.

Опубликовано 6 декабря 2017 г.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Использования ТРИЗ технологии в работе с детьми.

Опубликовано 29 ноября 2018г.


Основная задача использования ТРИЗ технологии в 
дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Для этого необходимо: 
 Организовать проведение образовательной деятельности таким образом, чтобы они 
органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили 
«академический» характер;
В конце подводятся итоги для того, чтобы обучить детей 
навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали 
нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? И 
др. (в старшем дошкольном возрасте). Итоги подводятся в самых 
разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», 
«Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы 
сегодня узнали о…, а в следующий раз о …»), продуктивная 
деятельность и обсуждение полученных работ и др. 
 Иметь специальную игрушку – героя , который помогает 
воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней 
проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно 
выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой 
ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться
помогает с ее помощью существенно увеличить активность и 
заинтересованность детей. Основное требование при выборе 
Игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, 
интересный воздушный шарик, «головоног», «лошарик» и т.п. 
; Проводить обучение не только коллективно, но и индивидуально на 
любом окружающем материале.

Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
Быть готовыми использовать «тризовский» подход и в повседневном 
взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и 
стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и 
анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты 
решения задач.
 В результате обучения у детей возрастают познавательная активность 
и интерес; детские ответы становятся нестандартными, 
раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется 
стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более 
образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» и в повседневном общении.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат 
«правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание 
может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача 
взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность 
собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!» 
Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические 
принципы (А.А. Гин «Приемы педагогической техники»).
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем 
действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать 
с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного 
решения). В условиях творческого задания закладываются разные 
варианты решения. 
- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю 
практическую деятельность.
- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения 
детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть 
элементы предыдущих.
- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального 
оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это 
позволяет мне максимально использовать возможности знания и 
интересы детей.
Существуют различные подходы к построению занятий с 
использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение образовательной деятельности
на одной алгоритмической цепочки (в этом случае основным 
содержанием является решение творческой задачи) или использование на 
традиционном содержании отдельных инструментов. 
Даже самые обычные темы можно сделать интересными и 
увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети 
скучают в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди 
и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже 
знаю). Поэтому основная задача, является обучение способам самостоятельного 
добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и 
через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и 
тренинги.
Приемы фантазирования:
-прием «сделать наоборот»;
-прием «изменить неизменяемое» ( если какое-то свойство предмета 
или явления кажется вам совершенно неизменным, - измените его); 
-прием объединения;
-прием «вынесение» (или прием "отделения функции от объекта"). 
Заключается в следующем: нужно отделить от объекта одно из его главных 
свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно 
другого объекта; 
-прием ускорение (замедление): выбрать объект или процесс и 
ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество;
-прием универсализации (обобщения) и др.
Упражнения на развитие творческого воображения.
Упражнение «Создание нового». “Изобрази свою память”; 
“Составь загадку”;
“Придумай сказку (историю) о……..”;
“Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)” и др.
Игра - способствует воспитанию и развитию 
интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает 
проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для 
развития творческого воображения у детей:
Все театральные игры можно разделить на две основные группы: 
режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе –
режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой 
театр, театр на фланелеграфе.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на 
собственных действиях исполнения роли.
Еще один путь для развития творческого воображения – это 
специальные игры.
Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать 
как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. 
Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, 
как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых 
дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно 
назвать самые обычные предметы и придумать их назначения.
Игра "Сказка по вопросам". Играют несколько детей. Каждый по 
очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет 
общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой?
Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что 
ему ответили? Чем все окончилось?
Придумай окончание сказки. Жил-был зайчик. Он был маленький, 
беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо 
елочек на опушку леса. Вдруг видит навстречу ему какой-то зверь идет, на 
длинных ногах и с большими рогами...
Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие 
общих особенностей воображения, умение планировать свою деятельность 
в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение 
творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у 
дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив 
должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда 
проявится в будущем.