Про наш весёлый детский сад, на Рубинштейна,12 мы говорим с теплом: за годом год для всех ребят открыт он, словно дом! Здесь научили нас играть, воспитанными быть… Здесь любят каждого из нас, как сына или дочь!

Просим милости в гости к нам!


Опубликовано 25 октября 2018 г.
Здравствуйте, люди добрые!    

Здравствуйте, люди русские!
Приглашаю вас в избу,
Просим милости в гости к нам!
В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час,
По старинному обычаю
хлебом – солью встретить вас!


Сегодня наши педагоги: учитель-дефектолог Елена Борисовна, учитель-логопед Марина Валерьевна и воспитатель Ирина Витальевна провела с детьми занимательную экскурсию в этнографический уголок нашего сада " Русская изба"
Цель: закрепить с детьми  знание народных традиций, быта русских крестьян
и их детей. Способствовать развитию интереса к русской национальной культуре.
Содействовать воспитанию бережного отношения к народным традициям, их сохранению.
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство группы.
Оформление: Русская изба, интерьер которой приближен к внутреннему убранству крестьянского жилища 18-19 века с печкой, святым углом, лавками и т. д., посередине - стол, вокруг него –лавки, люлька с младенцем, прялка, звучит русская народная песня.
Вот о чем рассказала детям Елена Борисовна.
"Давайте заглянем в одну русскую избу. 
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, люди русские!
Приглашаю вас в избу,
Просим милости в гости к нам!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час,
По старинному обычаю
хлебом – солью встретить вас!

























Хлеб-соль. А знаете, что означала эта традиция? Хлеб был основным продуктом питания, воплощая пожелание благополучия и богатства, а соль в давние времена ценилась на вес золота, потому что была очень редким, но необходимым продуктом. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало дружбу и доверие между ним и хозяином. Отказ от хлеба-соли расценивался как оскорбление. На Руси хлеб и хлебные растения наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. Хлебом и иконой благословляли молодых. Считалось большим грехом ронять хлеб, доедать хлеб за другим или есть за спиной другого, чтобы не забрать его силу и счастье. Тем самым воспитывали бережное отношение к хлебу и порицали такой порок как жадность. 
Главную роль в пространстве избы играла печь. Она занимала почти третью часть избы. Ее ставили в углу справа или слева от входа. Печь была душой крестьянского дома. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»- гласит русская пословица. С печью связан весь быт русского крестьянина - от рождения до смерти. Русская печь - удивительное изобретение, каких только «профессий» она не знает…
- Печь греет. Сильные морозы не были редкостью на Руси. Несколько часов печь протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.
- Печь кормит. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И всё получалось удивительно вкусным и питательным.
- Печь светит. Печь ставили обычно устьем в правом углу. Объяснялось это тем, что разожжённая печь была ещё в зимнее время и источником света. Женщины занимались рукоделием обычно у печи, и если печь стояла слева от входа, свет падал неудобно для работы. 
- Печь моет. Если у крестьянина не было бани, печь в какой-то степени могла заменять её. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель париться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Парясь, подхлестывали себя берёзовым веником, а затем обмывались водой в сенях. Здесь же был и рукомойник над лоханью.
- Печь лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка - верное средство от простуды .
- Печь сушит одежду и запасы на зиму - грибы, ягоды, рыбу.
- Печь спать уложит. Старые да малые - всегда на печи. Сбоку для них и деревянная лежанка сбита. На печи обычно спали старики, а на пристроенных сбоку полатях - дети. А зимой младенцев нередко сажали в тёплую золу, чтоб холодом не прохватило.





















Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. Это были горшки, крынки, кувшины, миски, блюда. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок – «кашник», утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. 
Все значимые события семейной жизни отмечали в красном углу, где ставился стол. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В повседневности стол накрывался скатертью – «настольником» из грубого холста или двух полотнищ пестряди, как правило, с клеточным узором. После еды скатерть снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. В праздники – нарядной, состоящей из двух частей с кружевной прошвой между двумя полотнами, бахромой, кистями, а также узором ткани. Это означало - одно полотнище - мужа, другое - жены, а прошвой вместе в семью соединяет. 
Пришло время обедать! Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, и так по - старшинству. Последними к столу подходили женщины. Нарушать заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать. Так на Руси воспитывали уважение к старшим и почитание родителей.
- Вот и каша поспела. (Достает из печи горшок с кашей и ставит на стол). Перед едой молились, а затем принимались за трапезу. За столом нельзя было разговаривать. Так наши мудрые предки заботились о здоровье своем и своих детей, понимая, что так пища усваивается лучше.
Столовой посудой в крестьянской избе были деревянные миски и блюда. Ели на Руси ложками, для пользования ложкой были особые правила. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол. Прожевав пищу, снова брали ложку со стола и вновь черпали пищу. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Этим воспитывали сдержанность к еде и защищали организм от переедания. Этому же способствовали многие посты, которые соблюдали православные. Если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, то старший ударял его ложкой по лбу. Трапеза завершалась молитвой. Семья выходила из-за стола.
- Вот и наелись все. Хороша каша! Ее варили и на свадьбы, и в благодарность и при примирении. А если кто не хотел мириться, про него говорили: «С ним каши не сваришь». Это выражение мы слышим до сих пор. Любит русский народ кашу и про нее пословицы сложил. 
Гречневая каша-мать родная наша, хлеб ржаной- отец родной.
Одному и у каши не споро, один у каши сирота.
Старые люди говаривали: Без каши обед не в обод.
А еще поучали: кашу маслом не испортишь.














А закончилась наша интереснейшая экскурсия народными играми и танцами вместе с родителями в музыкальном зале.
Мир вам, гости дорогие, 

Что явились в добрый час. 
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас... 
Хлебосольством да радушием 
Знаменит наш русский край - 
Для гостей и песни русские, 
И медовый каравай."