Про наш весёлый детский сад, на Рубинштейна,12 мы говорим с теплом: за годом год для всех ребят открыт он, словно дом! Здесь научили нас играть, воспитанными быть… Здесь любят каждого из нас, как сына или дочь!

«Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста»


Опубликовано 18 марта 2017
г.


С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его на долгие годы.

Поговорим об охране зрения детей дошкольного возраста.
Самое главное – не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза: нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть иллюстрации дольше 10 – 15 минут.
Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки : при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости.
Особое внимание следует уделить правильному освещению – обеспечить сочетание общего и местного освещения. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт. Лучше использовать галогеновые лампы, они более равномерно освещают поверхность стола. Лучше, если ваш ребёнок будет заниматься сидя за столом. При работе с книгой желательно использовать подставку для книг. Нельзя заниматься в плохо освещённых местах комнаты, и тем более – лёжа. Очень вредно читать в транспорте.
Часто много вопросов у родителей возникает о режиме просмотра телевизора и работе детей на компьютере.
Следует отметить, что допустимая длительность просмотра телепередач (для детей старше 3-лет) – 15-20 минут с расстояния 2,5-3 метра. Работа на компьютере разрешается 2 раза в неделю не позже 21 часа. Допустимое расстояние от глаз до экрана монитора – 50 см. Важно помнить, что резкая контрастность экрана и громкий звук утомляют ребёнка. Если вы действительно заботитесь о здоровом зрении своего ребёнка, постарайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, DVD – плеером. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате – не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш ребёнок бодрствует.
Необходимо также помнить, что длительное просиживание у экрана монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью ребёнка в целом. Следует сказать, что современные компьютерные игры и анимационные сериалы зачастую несут негативную смысловую нагрузку, что приводит ещё и к нарушению психического здоровья детей.
О полезном:
Спортивные упражнения, туризм, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ. Особенно благотворны игры в мяч, теннис, бадминтон.
Необходимо сказать и о рациональном, разнообразном питании, включающем овощи, фрукты, зелень, масло, молочные продукты, мясо, рыбу – источники витаминов, белков, микроэлементов, нужных для правильного роста и развития.
Упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения:
1.Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 5 раз.
2.Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.
3.Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз.
4.Быстро моргать в течение 1 минуты. Будьте здоровы!
Упражнения для глаз.

5.Предлагаем выполнять несколько несложных, но эффективных упражнений, которые будут интересны детям:
6.- Быстро поморгать (как крылья бабочки), закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5 (бабочка села на яркий цветок).
7.- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
8.- представить, что наш нос карандаш, рисовать карандашом разные фигуры.
9.- Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
10.- Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, слева направо (голова неподвижна) .
- «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам комнаты различные рисунки игрушек, животных и т.д. - зрительные метки. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной указанный предмет
Массаж и самомассаж пальцев рук ребенка.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие (речи, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти).
Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. Импульсы, поступающие от кожно-мышечных рецепторов в головной мозг, активизируют деятельность центральной нервной системы.
Самые общие правила массажа:
• вначале - поглаживания;
• после - растирания и разминания; вибрация
• в конце - снова поглаживание.
Движения во время массажа направлены от периферии к центру, от ногтей к ладони и т.д
Предлагаем комплекс по самомассажу кистей рук, который может выполнять сам ребенок. Такие ежедневные пятиминутные упражнения могут проходить в форме увлекательной игры.
Растирание ладони

«Ручки греем»- упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,
Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,
Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Я сильный» Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Сильным я родился,
А ну, стена, подвинься!»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Вот все пальцы на виду!
Бух! – теперь их не найду»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
«Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу»