Про наш весёлый детский сад, на Рубинштейна,12 мы говорим с теплом: за годом год для всех ребят открыт он, словно дом! Здесь научили нас играть, воспитанными быть… Здесь любят каждого из нас, как сына или дочь!

Страничка учителя-дефектолога Прокофьевой Алефтины Александровны






















Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В.А. Сухомлинский)

Мы каждый день с радостью встречаем наших
воспитанников, говоря родителям и детям «Здравствуйте!»


Я работаю с группой детей с задержкой психического развития.

Эта страничка создана для родителей и педагогов интересующихся этой

проблемой , для поиска и решения новых идей , как сделать жизнь

наших ребятишек комфортной, продуктивной, социально

адаптированной.

Приглашаю и Вас поделиться своим опытом, наблюдениями,
педагогическими находками.


Страничка учителя-дефектолога Прокофьевой Алефтины Александровны
Адрес моей электронной почты:

7038248@inbox.ru





Так что же это за диагноз ЗПР ?

Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, не грубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, грубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
Снижение работоспособности
•Повышенная истощаемость
•Неустойчивость внимания
•Более низкий уровень восприятия
•Недостаточная продуктивность произвольной памяти
•Отставание в развитии всех форм мышления
•Своеобразное поведение
•Бедный словарный запас
•Низкий навык самоконтроля
•Незрелость эмоционально-волевой сферы
•Ограниченный запас общих сведений и представлений
•Трудности в счете, решении задач.
Причины ЗПР:
•Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.
•Генетически обусловленная недостаточность ЦНС. Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
•Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.)

Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая, педагогическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности детей.
Говоря о задержке психического развития, специалисты подразумевают нестойкое обратимое нарушение психического развития и замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний у детей, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов и т.д.
Причинами задержки психического развития являются: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности, «ненормальные» роды, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания.
Дети, имеющие легкие остаточные явления органического повреждения ЦНС, выражающиеся в повышенной истощаемости и обуславливающие пониженную работоспособность, недостаточную произвольность внимания, его объема и концентрации, инертность психических процессов, плохую переключаемость, возбудимость, двигательную расторможенность или, наоборот, заторможенность, пассивность, вялость, нуждаются в специальной коррекционной работе, которую первоначально они начинают получать в стенах дошкольного образовательного учреждения.

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
Индивидуальный подход
•Предотвращение наступления утомляемости
•Активизация познавательной деятельности
•Проведение подготовительной деятельности
•Обогащение знаниями об окружающем мире
•Внимание на коррекцию всех видов деятельности
•Проявление педагогического такта
Специальная коррекционная работа с такими детьми, проводимая в ДОУ, позволяет максимально использовать образовательное пространство учреждения для полноценного развития дошкольников, подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе.
Вовлечение детей в разные виды деятельности в ходе коррекционно-образовательного процесса способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Образовательная деятельность проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок - это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания.


Уважаемые родители!
У нас с Вами общее дело: помочь Вашим детям.
Поэтому обратите внимание на следующие моменты:
Ежедневно узнавайте об успехах и затруднениях Вашего ребенка у воспитателей и специалистов. Старайтесь выполнять рекомендации специалистов, что поможет Вашему ребенку преодолеть трудности. Уделяйте больше внимания тренировке мелкой моторики рук - это очень полезно для развития речи. Используйте любое общение с Вашим ребенком для развития внимания, умения наблюдать и сравнивать. Больше играйте с ребенком – в игре ребенок обучается и развивается.



          Уважаемые родители!

Посмотрите вместе с ребенком его любимый фильм, почитайте книгу, которая ему нравится, обсудите это с ребенком. Своими вопросами и комментариями помогите ребенку понять смысл увиденного или прочитанного.
Посещая вместе со своим ребенком театр, выставки и музеи, показывайте и объясняйте ему все, что непонятно, незнакомо, то, что он не может увидеть или хорошо рассмотреть.
Приобщайте ребенка к своей жизни. На доступном его пониманию уровне расскажите о своей работе, об успехах и проблемах. Если есть возможность, возьмите ребенка на свою работу, покажите, чем вы занимаетесь.
Создавайте ситуации для общения вашего ребенка со сверстниками, с другими взрослыми (приглашайте друзей, родственников с детьми). Гуляя с ребенком во дворе, помогите ему наладить контакт с другими детьми.
Учите своего ребенка вести себя дома, в гостях, в общественных местах, в соответствии с этическими нормами: не быть назойливым, внимательно, не перебивая, слушать других, благодарить за помощь и т.д. Своими поступками демонстрируйте ребенку образец доброжелательного, заботливого отношения к своим близким людям, друзьям. Учите своего ребенка считаться с интересами и желаниями своих друзей, членов своей семьи.
Воспитанные у Вашего ребенка положительные качества личности помогут ему в дальнейшем легче вступать в контакт с окружающими, приобретать друзей, успешно адаптироваться к условиям современной жизни, быть уверенным в себе и самостоятельным.

Комплексное сопровождение детей

с задержкой психического развития
Ознакомиться-Soprovozhdenie-ZPR.pdf [270,29 Kb] (cкачиваний: 89)

Как помочь ребенку с особыми потребностями


Ознакомиться-pomosch-ZPR.pdf [177,69 Kb] (cкачиваний: 52)

Методические рекомендации для родителей детей

с задержкой психического развития.
Ознакомиться--metod-rekomendacii-dlya-roditeley.docx [542 Kb] (cкачиваний: 38)

Как подготовить ребёнка к детскому саду.

Ознакомиться--sayt-rod.pdf [357,42 Kb] (cкачиваний: 11)

Формы и методы работы с детьми
с задержкой психического развития.
Ознакомиться-formy-i-metody-raboty-zpr.pdf [373,34 Kb] (cкачиваний: 17)

Как воспитать честного ребенка.
Ознакомиться-razvitie-chestnosti.pdf [594,8 Kb] (cкачиваний: 7)

Поговорим о наказании...
Ознакомиться-zpr-nakazanie.pdf [806,75 Kb] (cкачиваний: 7)



О пользе и применению сенсорных игр
и элементов арт – терапии
в воспитании и обучении детей ЗПР.

Ознакомиться-sensornye-igry.pdf [178,75 Kb] (cкачиваний: 48)

Игры для гиперактивных детей.
Ознакомиться-igry-dlya-giperaktivnyh.pdf [476,77 Kb] (cкачиваний: 9)




Коррекционно-развивающие игры на развитие

психических процессов у детей
Ознакомиться- igry.pdf [1,05 Mb] (cкачиваний: 38)

Развитие мышления ребенка с помощью кубиков
Никитина, цветных палочках Кюизенера и …
Ознакомиться-kubiki-nikitina.pdf [377,4 Kb] (cкачиваний: 49)
«Игры и игровые упражнения для развития
фонематического восприятия у дошкольников»
Ознакомиться-sovety-defektologa.pdf [2,8 Mb] (cкачиваний: 28)

Учим детей играть.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка...
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
А.С.Макаренко.
Ознакомиться-mama-poigray-so-mnoy.pdf [826,83 Kb] (cкачиваний: 11)





















Подсказки родителям. Как отвечать на вопросы Вашего ребенка.

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».
Желаем, чтобы вам и ребенку было интересно друг с другом!


Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью.

Ознакомитьсяgiperaktivnost.pdf [139,66 Kb] (cкачиваний: 20) -

Как порадовать своего ребенка.
Ознакомитьсяkak-poradovat-rebenka.docx [324,68 Kb] (cкачиваний: 12) -


Папы и мамы!

Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел всю кашу, хорошо причесался, аккуратно и красиво повязал шарф (хотя это может быть и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи и не успехи.

Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них.

Избегайте длинных объяснений или бесед.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную шипим тактичным контролем. Например, ребенок не хочет выполнить ваше задание, а хочет гулять или смотреть телевизор. Скажите ему: "Конечно, ты вправе сам решать, что тебе делать и когда. Просто я приготовила тебе сюрприз, который хотела показать после того, как ты сделаешь уроки. Что ж, придется сюрприз отложить".

Или ребенок, собираясь в детский сад, не хочет одевать одежду, приготовленную вами. Предоставьте ему самостоятельно решить этот вопрос. Пусть даже решение будет не очень правильное (надеть носки, а по колготки), и у ребенка на это уйдет много времени (а вы торопитесь на работу). Постепенно (5-9 месяцев) он научится очень быстро делать это с учетом различных факторов — погоды, цветовой гаммы одежды, ее удобства и пр. Но главное — он будет учиться сам решать вопросы и испытывать результаты этого решения на себе. Он будет учиться понимать связь между тем, что он делает, и что он потом будет чувствовать.

Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка — все заняты и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он — ваше творение. Так будьте вместе с ним, а не врозь!

Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки...) была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т.д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет "перескакивать" с одного дела на другое, с одной книги на другую.


Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: "Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец! Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: "Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!"

Когда мы задаемся вопросом, что самое желанное для маленького ученика, мы понимаем, что это понимание любимых родителей, и, особенно, доброе понимание, являющееся важным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении со своим ребенком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его не успехов.


Когда родители удовлетворяют любознательность детей, они тем самым помогают ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за вето остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми очень помогают в учебе. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.

Учимся вместе.

Выберите удобное для занятий время. Занимайтесь регулярно. Если Вы постоянно заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов: поддерживайте интересы ребенка, предлагайте ему новый материал для речевого развития, всячески старайтесь поощрять ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки, одобряйте применение знаний в деятельности.
Как развивать речь ребенка.
Так как дети копируют взрослых, то Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше Вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения. Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите его рассказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают его речь, память, внимание. Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра телешоу, фильмов, песен, разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка или поведения.


Как ребенку быстро запомнить цифры и буквы
...
Ознакомиться-zapominaem-cifry.pdf [78,79 Kb] (cкачиваний: 85)

Развиваем фантазию и воображение.


Примерно в возрасте 2-3 лет у детей начинает развиваться фантазия, воображение. Дети могут почувствовать себя в безопасности, представив, что рядом с ними находится брат или сестра, или какой-то зверек, который может их спасти. Дети чувствуют себя гораздо сильнее, когда исполняют в игре роль взрослого либо супер героя. Для развития творческого воображения детей играйте с ними в сюжетно-ролевые игры. В игре Вы можете взять на себя ту или иную роль, помочь ребенку изготовить необходимые атрибуты для игры.

Развиваем мышление.

В развитии мышления детей особая роль отводите тем предметам, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают детям простор для развития фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им строительный материал, головоломки, бинокли, магниты, мозаику, природный материал (косточки от фруктов, почва и т.д.), произведения искусства; наблюдения за животными, насекомыми в зоопарке, на ферме, изготовление игрушек из различных лоскутков, ракушек, листьев, поездки в город, деревню, экскурсии в зоопарк, на фермы, в аэропорт, музей и т. д.

Развиваем руку ребенка.

Сначала дети рисуют различные каракули, которые обозначают у них буквы. И лишь позже они узнают буквы алфавита. После пяти лет дети уже интересуются буквами алфавита и пишут слова так, как слышат.

Как же научить ребенка письму? Выберите время, чтобы позаниматься с ребенком в написании букв, имен. Приготовьте для этого карандаши, ручки, бумагу. Старайтесь не замечать ошибок и почаще хвалите ребенка за все, что он напишет. Делайте с ребенком книжки-самоделки с различными историями и рисунками. Читайте их снова и снова. Пусть Ваш ребенок пишет письма, поздравления, открытки друзьям и знакомым. Записывайте различные вывески, которые есть вблизи Вашего дома, делайте списки друзей ребенка, знакомых, любимых игрушек и т.д.

Увлекаем чтением.

Самый лучший способ заинтересовать ребенка чтением - показать ему, что картинки-слова рассказывают историю, а истории можно знать, только ежедневно читая. Чтение и обсуждение показывает, понимает ли Ваш ребенок смысл прочитанного. Дети любят слушать знакомые истории снова и снова. Им очень нравится ходить в библиотеку за новыми увлекательными книжками. Попросите библиотекаря или воспитателя оказать Вам помощь в подборе хороших увлекательных книжек, которые можно взять с собой.




Ласковое воспитание

Из чего состоит "ласковое" воспитание?

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

Читать дальше -vnimanie.pdf [179,13 Kb] (cкачиваний: 18)


  


  

Лечение любовью

Ознакомиться-lechenie-lyubovyu.pdf [1,48 Mb] (cкачиваний: 18)

Как предупредить вспышку раздражения

Ознакомиться-razdrazheniya.pdf [143,42 Kb] (cкачиваний: 15)

Почему ребенок не слушается
Ознакомиться-neposlushanie.pdf [292,67 Kb] (cкачиваний: 8)

Внедряем ФГОС ДО
"Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых)
характеристик развития личности ребенка."
-sayt-prokofeva.pdf [254,51 Kb] (cкачиваний: 29)