Про наш весёлый детский сад, на Рубинштейна,12 мы говорим с теплом: за годом год для всех ребят открыт он, словно дом! Здесь научили нас играть, воспитанными быть… Здесь любят каждого из нас, как сына или дочь!

Страничка учителя-дефектолога Диденковой Елены Борисовны.



Путь долог - давайте пойдём рядом.


Путь тяжёл - давайте будем помогать друг другу.
Путь увлекателен - давайте наслаждаться им.
Это наш и только наш путь - давайте пройдём его
Вместе!
Джойс Хантер.








ТИФЛОПЕДАГОГ В НАШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.


Современными исследованиями офтальмологов и ученых-тифлопедагогов доказана необходимость оказания специальной лечебной и педагогической помощи детям с нарушениями зрения еще в дошкольном возрасте.
Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. Значительная роль в достижении этих целей отводится занятиям тифлопедагога.
Тифлопедагог в дошкольном образовательном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием организует занятия по исправлению нарушений зрительного восприятия детей и развитию всех компонентов познавательной деятельности: внимания, памяти, мышления.
Тифлопедагог проводит занятия по следующим разделам:
1.Занятия по формированию сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это системы признаков объектов, которые ребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделении их свойств (цвет, форма, величина, вкус). Тифлопедагог формирует у детей представления о цвете и его оттенках, окраске различных предметов, о форме и величине окружающих предметов, находя сходство и различие.
2.Занятия по формированию способов обследования предметов и формированию предметных представлений. В процессе обучения происходит обогащение зрительных представлений детей о свойствах и качествах окружающих предметов. Тифлопедагог учит зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида, узнавать предметы при различной освещенности, в силуэтном и контурном изображении.
3.Занятия по развитию зрительно-моторной координации. Тифлопедагог организует тренировочную деятельность детей в проведении непрерывных линий: прямых, кривых и изогнутых под различными углами, развивает умение рисовать фигуры, писать буквы и цифры по образцу.
4.Занятия по развитию навыков ориентировки. На занятиях данного вида тифлопедагог учит детей ориентироваться на основе пространственных представлений, учит зрительным способом выделять пространственное положение предмета в группе предметов определять изменение места его расположения и др.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

Игровая терапия
Арт-терапия
Куклотерапия
Песочная терапия
Зрительная гимнастика
Релаксационные упражнения
Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
Упражнения для развития познавательных процессов

ЧТО ТАКОЕ АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ?


Большое место в патологии органа зрения детей дошкольного возраста занимают амблиопия и косоглазие.
АМБЛИОПИЯ - ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства органа зрения.
КОСОГЛАЗИЕ - это отклонение одного или обоих глаз от правильного, симметричного положения. Это не только косметический недостаток. Он сопровождается также нарушением зрительных функций: снижением остроты зрения косящего глаза, нарушением бинокулярного зрения. Бинокулярное зрение - это зрение, в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения, сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету. С помощью этой функции человек воспринимает объем и рельеф предметов, определяет их расположение в пространстве и степень удаленности. Видимым признаком нарушения бинокулярного зрения является косоглазие.
Наличие нормального бинокулярного зрения особенно важно в ряде профессий: у летчиков, водителей транспорта, мастеров точной механики, верхолазов, крановщиков и т.д. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно прекращает функционировать: развивается амблиопия косящего глаза. Снижается и работоспособность ребенка. У детей косоглазие чаще всего появляется на 2-3-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.
Лечение косоглазия следует начинать сразу после его появления. Чем раньше начало лечения, тем оно более эффективно. Конечная цель лечения - развить бинокулярное зрение. Если имеется амблиопия, проводят лечение амблиопичного глаза. Оно включает заклейку (окклюзию) лучше видящего глаза, лечение на специальных приборах, упражнение на тренировку амблиопичного глаза.
Лечение косоглазия и амблиопии - довольно длительный и трудоемкий процесс. Оно требует большого терпения и настойчивости со стороны медицинского персонала, воспитателей и родителей.


Как помочь ребенку с нарушением зрения?



Нарушение зрения отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия. Зрительное восприятие – это восприятие образов внешнего мира при помощи зрения. При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно – следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие памяти, мышления, речи. У таких детей больше трудностей возникает при овладении понятиями «форма», «пространство». При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, выбирать заданную величину, оценивать расстояние между предметами.
Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. В первую очередь, родителям нужно выработать правильный взгляд на положение ребенка в семье. С одной стороны, его не следует чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой – нельзя уделять ему мало внимания и заботы.
Правильное воспитание такого ребенка в семье должно строиться на основе общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.
При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Детям необходимо оказывать помощь в обследовании предметов – выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познании должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно проводить путем непосредственного наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту, во время режимных моментов, в виде игр («Узнай, что загадано» - узнавание предмета по существенным признакам, «Накорми животное», «Кто летает, прыгает, плавает?», «Наведи порядок – группировка предметов по признакам величины, формы, цвета, материала, назначения, «Что появилось?» - найти изменения в ряду предметов, «Найди отличия», «Съедобное – несъедобное» и др.). Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться. Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимании ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.
Например, воробей – маленькая, очень подвижная птичка с маленькой, круглой головкой и толстым туловищем. Спинка у воробья коричневая, а головка – серая. Прыгая по земле, воробей сильно сгибает лапки, хвост держит поднятым вверх. Между собой воробьи перекликаются: «Чив – чив – чир, чир – чир». У вороны крупное продолговатое туловище, большие сильные лапы, клюв крепкий, большой, немного загнутый книзу. Перья черные и серые, По земле ходит большими шагами, важно кивая головой, осматриваясь кругом.
В рисовании, лепке, конструировании детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления об изображаемом предмете либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры, желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, коричневые, черные. Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.
Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям.
Иллюстрации книжек, которые вы покупает детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.
При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка. Ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.
При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.
Уважаемые родители! Помните!
- Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.
- Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.
- Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.
- Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их проявлять настойчивость и старательность.
Как предотвратить ухудшение зрения у малыша?

- Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать, поэтому следите за тем, чтобы ребенок больше двигался, играл в подвижные игры.
- Следите за осанкой ребенка: если он сидит криво, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, что провоцирует проблемы со зрением.
- Ребенок не должен подолгу сидеть перед телевизором или компьютером. Сидеть перед экраном надо не сбоку, а прямо напротив. Нельзя смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету.
- Для тренировки зрения полезно играть с яркими игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
- Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!


Рекомендации для воспитателей
.
Для того, чтобы научить детей различать оттенки, правильно их называть и использовать полученные представления, нужно научить детей выполнять следующие задания:

различение 2-х оттенков красного, желтого, зеленого, синего цветов и называние « темно-красный », «светло-красный» и т.п.;
осуществление выбора заданного оттенка с называнием: покажи такой же темно-красный, светло-красный...объяснить, что светло-красный еще называют розовым по названию розы. Демонстрируется роза или ее изображение, предлагается запомнить стихотворение:
Розовые розы сорвать совсем не просто,
Сорвать совсем не просто из-за колючек острых.
соотнесение заданного оттенка (темного или светлого тона) с цветно¬стью окружающих предметов: покажи такого же оттенка розу, каран¬даш, бумагу, одежду и т.д., при этом важно отмечать, как оттенки сочетаются друг с другом;
различение трех-пяти оттенков красного, желтого, зеленого, синего, а также оранжевого и коричневого цветов. Соотнесение этих оттенков с цветностью окружающих предметов. Можно использовать опредмеченное название (вишневый, лимонный, васильковый и т.п.);
составление тональных рядов по мере увеличения или уменьшения признака яркости цвета: от самого темного оттенка цвета, до самого светлого и, наоборот, от самого светлого до самого темного, зрительный поиск оттенка по образцу: покажи такой же оттенок, найди половинку (листочка, цветка, платья и т.п.). Сначала с непосредственным соотнесением (приложением), затем постепенно увеличивая расстояние до воспринимаемого объекта. Например, дидактические упражнения: «Детки с какой ветки», «Подбери чашки к блюдцам», «Найди такое же яблоко», «Найди пару» и т.д., поиск заданного объекта по мнемическому образу (образец ненадолго предъявляется, затем убирается), по мере необходимости образец можно продемонстрировать еще раз или два. Например, дидактические упражнения: « Найди такой же листок (цветок...), как я показала» и т.д.,
различение 5-8 оттенков (старшая группа), затем 8-10-12 оттенков цветов (подготовительная группа). Составление тональных рядов по мере увеличение и уменьшения признака,
различение 5-10 оттенков по светлоте (от белого до черного). Предлагается набор полей, которые в одном варианте могут быть расположены с постепенным изменением светлоты, а в другом - в квазислучайном порядке. Ребенок выполняет зрительный поиск по образцу, по представлению, по названию;
упражнение детей в различении окраски предметов при разной освещенности, определение и сравнении цветности предметов в близком и далеком пространстве, как в реальной жизни, так и в изображениях. Дети должны усвоить изобразительные признаки глубины пространства: чем дальше предмет, тем меньше он по размеру, тем труднее различить детали, тем тускнее окраска.

Для того чтобы научить ребенка получать нужные цвета и оттенки следует поставить ребенка в условие активного поиска решения проблемы: нужно нарисовать для Зайки морковку, но нет оранжевой краски, для коровы нужна зеленая трава, а зеленая краска кончилась, вызвать у ребенка желание экспериментировать: а что будет. Если мы смешаем краски: желтую и красную, желтую и синею, белую и черную ( дидактическая игра «Мы волшебники»).

Эффективным в этой связи будет прием смешивания красок в воде (для кукол нужны соки – апельсиновый, виноградный, сливовый и т.п.). В старшей группе и подготовительной группах обращать внимание на взаимосвязь цветов спектра.

Для получения оттенков одного цвета также эффективно использовать окраску воды с постепенным увеличением насыщенности. Дети усваивают практическим путем, что чем больше добавляем краски в воду, тем темнее получается цвет. Таким образом, дети делают растяжку только на бумаге, то, увеличивая насыщенность, то уменьшая. Если необходимо получить нужный оттенок, например, в рисовании Городецкой росписи, ребенка учат добавлять белую краску в основную для получения светлого тона, и серую – для получения более темного.

С удовольствием дети получают различные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге при вращении волчка, а также оранжевого, зеленого, фиолетового, коричневого, серого цветов по аналогии, накладывая круги основных цветов друг на друга с освобождением отдельных секторов и быстро вращая волчок.

После того, как дети усвоят приемы практического получения цветов и оттенков, нужно закрепить полученные чувственные представления в дидактических играх, таких как «Тюбик с краской», «Цветные полотенца» и т.п.

Первые шаги к успехам в чтении.
Ознакомиться-pervye-shagi-k-uspeham-v-chtenii.pdf [652,02 Kb] (cкачиваний: 8)